Помним о невероятном подвиге людей! Какая сила духа... 79 лет назад Ленинград был полностью освобождён от блокады.
Блокада длилась 872 дня. На протяжении всего этого страшного периода в городе работали театры, даже открывались новые. Измождённые голодом артисты продолжали выходить на сцену, а свои воспоминания описывали в дневниках. Вот некоторые из них.
«Блокада… Почти голод. Налеты, артиллерийские залпы. Мороз, темнота. И несмотря на это, он никогда не может быть побежден. Сейчас я в это верю, как никогда. Еще немного и город оживет. Вот тогда он будет завален продуктами, светом, теплом и это будет по заслугам. Как хочется мне, чтобы все города знали о том, как живет осажденный Ленинград. Мне кажется, что люди, сидящие в местах эвакуации, не могут этого себе представить. Хочется пережить все это, чтобы вспоминать об этом и относиться к жизни иначе, более внимательно, хорошо работать», — из блокадного дневника Александра Рахленко, артиста Фронтового блокадного театра Краснознамённого Балтийского флота.
«Давали спектакль в сукнах (без декораций): декорации не подвезли из-за длительных обстрелов. А люди пришли. Большой зрительный зал был переполнен. Во время второго действия начался артиллерийский обстрел района. В музыку Чайковского врывался вой и свист снарядов, близкие взрывы. Под куполом театра покачивалась массивная люстра, в паузах тихо звенели подвески. «Что день грядущий мне готовит?..» – пел я, и в это время снаряд лег где-то у самого театра. Стены тряхнуло. Жалобно и быстро заговорили подвески на люстре. «...Паду ли я, стрелой пронзенный, иль мимо пролетит она?..» – продолжал я и украдкой посмотрел в зал. Там никто не дрогнул, не выказал испуга. Худенькая девочка-подросток в сером платке, что сидела у прохода второго ряда, плотнее запахнулась в пальто, спокойная и внимательная. Что это? Презрение к смерти? Вызов врагу? Или образы Пушкина и Чайковского оказались сильнее снарядов, несших гибель?..», — воспоминания Ивана Нечаева, артиста музыкального театра.
«Совсем юный боец торопится высказаться: «Хороший концерт, послушал и немного в себя пришел. Психанул очень… вот на шинели кровь и мозги… товарища убило на глазах, совсем рядом стояли… Ужасно психанул… не стало товарища… вот помогли вы мне немного отдышаться, в себя прийти… понял, мстить надо за товарища, ответят фашисты проклятые за каждого, за каждую жизнь… хорошо, что вы приехали, очень психанул… прийти в себя не мог, ведь в первый раз увидел такое. Спасибо, приезжайте еще», — воспоминания Натальи Сахновской, балерины Театра оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский).
